Обновленный Лесной кодекс вступит в силу в январе 2024 г. - Президент подписал соответствующий Закон

/24.07.2023/ Президент подписал Закон "Об изменении Лесного кодекса Республики Беларусь".  Документ предусматривает сразу несколько важнейших изменений:

  • наделение местных исполнительных и распорядительных органов полномочиями на отнесение лесов к категориям и (или) перевод из одной категории в другую;
  • уточнение перечня полномочий должностных лиц, на которых возлагаются функции государственной лесной охраны, направленных на совершенствование работы должностных лиц государственной лесной охраны, в том числе и на проведение мероприятий по недопущению фактов причинения вреда лесам;
  • выполнение поручений Главы государства, в части упрощения нормы, позволяющей гражданам осуществлять изъятие путем выкапывания дикорастущих растений для использования в озеленении земельных участков, предоставленных гражданам для целей, предусмотренных законодательством об охране и использовании земель;
  • установление перечня нарушений, за совершение которых вред, причиненный окружающей среде, в результате незаконной рубки считается причиненным.

К примеру, Законом расширяется перечень должностных лиц, относящихся к государственной лесной охране: работники государственных природоохранных учреждений, подчиненных республиканскому органу государственного управления по лесному хозяйству, т.е. РЛЗ "Налибокский" и пресс-секретарь Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь.

При выполнении служебных обязанностей должностные лица, на которых возлагаются функции государственной лесной охраны, обязаны носить форменную одежду со знаками различия, а также иметь при себе и предъявлять по требованию служебное удостоверение. Должностные лица, на которых возлагаются функции государственной лесной охраны, при проведении полевых мероприятий в случае необходимости маскировки под обычных граждан имеют право находиться без форменной одежды со скрытым нагрудным знаком.

Уточняются также и полномочия должностных лиц, на которых возлагаются функции государственной лесной охраны. Законом закрепляется, что должностные лица гослесохраны:

  • проводят полевые мероприятия в целях оперативного выявления и пресечения нарушений законодательства в области охраны и использования диких животных, относящихся к объектам охоты и рыболовства (в арендуемых и переданных в безвозмездное пользование рыболовных угодьях), древесно-кустарниковой растительности и иных дикорастущих растений на территории лесного фонда, его защиты и воспроизводства;
  • используют технические средства, в том числе аппаратуру, осуществляющую звуко- и видеозапись, фотосъемку, ксерокопирование, устройства для сканирования документов, идентификаторы скрытых изображений;
  • используют транспортные средства специального (оперативного) назначения, оборудованные специальной световой (проблесковые маячки синего цвета) и звуковой сигнализацией;
  • в ходе проведения мероприятий по охране и защите лесов имеют право останавливать транспортные средства;
  • осуществляют задержание лиц, совершивших преступление или административное правонарушение, для передачи (доставления) органам, уполномоченным осуществлять уголовное преследование или вести административный процесс в соответствии с их компетенцией;
  • осуществляют проверку документов на право использования объектов растительного и животного мира на территории лесного фонда, в том числе на дорогах общего пользования, проходящих через лесной фонд, на лесных дорогах, осуществления рыболовства (в арендуемых рыболовных угодьях) и охоты, осуществления лесопользования, а также документов, удостоверяющих личность граждан, при наличии фактов, указывающих на совершение ими преступлений или административных правонарушений;
  • направляют материалы полевых мероприятий государственным органам, иным юридическим лицам для рассмотрения по компетенции и принятия мер реагирования;
  • используют носимые видеорегистраторы в порядке, установленном республиканским органом государственного управления по лесному хозяйству.

Законом также уточняется понятие вреда, причиненного лесам в результате незаконной рубки. В частности, это:

  • рубка, изъятие, удаление древесно-кустарниковой растительности без разрешительного документа (лесорубочного билета, ордера);
  • рубка, изъятие, удаление древесно-кустарниковой растительности по разрешительному документу, выданному в нарушение ограничений и запретов, установленных статьей 19 Лесного Кодекса;
  • рубка, изъятие, удаление древесно-кустарниковой растительности, подлежащей сохранению при назначении и проведении санитарных оздоровительных мероприятий;
  • рубка, изъятие, удаление древесно-кустарниковой растительности в границах природных территорий, подлежащих специальной охране, выделенных в местах нахождения глухариных токов, а также в 300-метровой полосе вокруг них, при проведении рубок главного пользования, а также в период с 1 марта по 15 июля рубок промежуточного пользования и прочих рубок (за исключением проведения сплошных санитарных рубок, выборочных санитарных рубок в хвойных насаждениях в очагах стволовых вредителей и болезней лесов — корневой губки и опенка);
  • рубка, изъятие, удаление насаждений, не достигших возраста рубок леса, при проведении рубок главного пользования.

Иные нарушения законодательства об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов, об охране окружающей среды не влекут вреда, причиненного окружающей среде в результате незаконной рубки.

Также документом уточняется, что вред считается причиненным лесам при установлении факта заготовки древесного сока в запрещенных местах и (или) с деревьев, не подлежащих подсочке.

Закон предусматривает и ряд иных новшеств, направленных на повышение эффективности ведения лесного хозяйства. Обновленный Лесной кодекс заработает в январе 2024 г.
Пресс-служба Минлесхоза